Правовая основа возможности сбора и распространения информации о магазинных ценах в сети «Интернет»

Право на сбор и распространение информации о ценах нам дает Конституция РФ, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  № 149-ФЗ от 27.07.2006, Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017).

  1. На основе ст.29 Конституции РФ  у нас всех есть право на свободу поиска, получения и распространение информации любым способом, не противоречащим закону. 
  2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 в ст. 7 указывает, что общедоступная информация может использоваться кем угодно и как угодно при условии, что не нарушаются другие законы. Являются ли ценники в магазинах – общедоступной информацией? На основании ст. 7 п.1 № 149-ФЗ  «К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен», можно сделать однозначный вывод о том, что информация о ценах является общедоступной.  Вход в магазин открыт для любых посетителей, и цены видны всем. Соответственно, любой желающий имеет возможность и право их не только увидеть, но и — в силу закона об информации — использовать эти сведения для личных целей и распространять их. Кроме того, размещение товаров на полках и указание их цены является, в силу ст. 437 ГК РФ, публичной офертой ко всем покупателям, желающим приобрести товар. Так что ограничений здесь нет.
  3. Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) ст.10 обязывает предоставлять покупателю полную информацию о товаре, в том числе и цену. Что покупатель с этой информацией делает, продавца касаться не должно.

Ценники и коммерческая тайна!

На основании ФЗ «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004 информация о ценах в магазинах не является коммерческой тайной.

«Информацией, составляющей коммерческую тайну, являются сведения,  к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» (ФЗ № 98-ФЗ ст.3 п.2). Как мы уже разобрались ранее, законных оснований для ограничения свободного доступа к информации о ценах у магазина нет, если он таковым является (ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 ст. 7, Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 ст.10). 

Режим коммерческой тайны (режим секретности) считается установленным, если обладателем информации приняты следующие меры:

  • утвержден перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничен доступа к секретной информации путем установления порядка обращения с этой информацией;
  • установлен список работников, имеющих допуск к такой информации;
  • обеспечена безопасность информации, составляющей коммерческую тайну;
  • нанесен на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации.
  • установлена ответственность за разглашение коммерческую тайну.(ФЗ № 98-ФЗ ст.10)

Разумеется, в магазинах, по отношению к ценникам, эти меры не выполняются, следовательно ни о каком режиме коммерческой тайны не может быть и речи.

Внутренние правила организации-владельца магазина 

Собственник магазина не вправе устанавливать правила препятствующие сбору информации о ценах на товары. Правила собственника не могут противоречить действующим законам РФ, а закон в свою очередь не устанавливает запрет на получение информации для личных целей покупателя. Права собственника описываются в ГК РФ, ст. 209, а там подобных запрещающих действий не описано, как и в других нормативных актах.